Психолог в ДОУ


Диагностическая работа Коррекционно-развивающая работа Консультативная работа Психологическое просвещение Нормативная база

    Функциональные обязанности:
  • тестирование и диагностика;
  • работа с детьми (групповые занятия и индивидуальная работа);
  • работа с одаренными детьми;
  • работа с педагогами ДОУ (консультирование, проведение семинаров, тренингов);
  • работа с родителями воспитанников (консультирование, родительские собрания, семинары, тренинги).



Диагностическая работа.

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • познавательная сфера
  • регуляторно-волевая сфера
  • эмоционально – личностная сфера
  • коммуникативная сфера
    • В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

      Диагностика в логопедических подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

      В конце учебного года проводится скрининг обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

      Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

      Коррекционно-развивающая работа.

      Адресатом психологической помощи является ребенок. 

           Психологическая помощь организуется: 

      - по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей; 

      - на основании результатов психологической диагностики; 

      - на основании рекомендаций ПМПК.  

           Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. 
           Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

      Основные методы коррекционно – развивающих воздействий

      - Игровая терапия.

      - Арт-терапия.

      - Куклотерапия.

      - Психогимнастика.

      - Релаксационные упражнения.

      - Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.

      - Упражнения для развития познавательных процессов.

      Занятия проводятся 2 раза в неделю.

      Консультативная работа.

           Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
      Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
      - по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
      - по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
      - по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
      - активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

           Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

      Психологическое просвещение.

           Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.  
           С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности. 
           
           Психологическое просвещение осуществляется следующим образом: 

      - стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.,
      - памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,
      - беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,
      - сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
      - выступления на родительских собраниях,
      - тренинги для педагогов и родителей.

      Нормативная база

      1. Этический кодекс психолога.
      2. Конвенция о правах ребенка.
      3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
      4. Должностные обязанности педагога-психолога учреждения образования.
      5. Профессиональный стандарт педагога.