1. Документы, на основе которых внедряются современные технологии эффективной социализации детей в дошкольной образовательной организации

2. Современные технологии эффективной социализации:

 

Документы, необходимые для осуществления разработок и внедрения технологий

Документ к социализации

Методическое пособие (автор: Н.П. Гришаева)

Документ к социализации

Современные технологии эффективной социализации

Волшебный телефон

Дети-волонтёры

Этапы реализации технологии “Дети-волонтеры»
Левина Ирина Олеговна
руководитель структурного подразделения
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Чижикова Марина Анатольевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Кузнецова Надежда Ивановна
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2.

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

В нашем дошкольном отделении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Данная работа проходит по следующим направлениям:

  • Акции
  • Проектная деятельность
  • Семинары с элементами тренинга
  • Мастер - классы
  • Театральная деятельность
  • Музыкальные гостиные
  • Выставки
  • Ярмарки

 

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и принять участие в работе стажировочной площадки ОИП «Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе на базе ГБОУ гимназии №1534». Автор технологии с. н. сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П. Работа началась в октябре 2014 года.

Принцип работы стажировочной площадки – внедрение новых педагогических технологий. Правила стажировочной площадки позволяют самостоятельно делать выбор любой технологии, которая наиболее актуальна в данный момент в ОО. Так как в декабре месяце в дошкольном отделении проходила замена оконных рам, возникла необходимость объединения детей в разновозрастные группы. Появилась возможность использовать эту ситуацию с целью внедрения технологии «Дети-Волонтёры» для решения задач социализации детей.

Большая работа, регулярно проводимая с родителями в дошкольном учреждении, позволила нам обратиться к родительской общественности с предложением о соединении разновозрастных групп с целью развития социальных навыков у детей. В ответ мы получили единодушное согласие и неподдельную заинтересованность со стороны родителей.

В связи с этим, декабрь 2014 года был объявлен месяцем внедрения технологии «Дети-Волонтёры», так как эта форма социализации оказалась наиболее актуальна в данный момент.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»,«Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»,«Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы».
2. Тетрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
4. Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа в арт-студии по росписи деревянных игрушек.
5. Художественное творчество на тему: «Где живет доброта?» и организация выставки с целью рефлексии детей по «Ситуации месяца».

Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

  • в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
  • были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим; (фото 1)
  • дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; (фото 2)
  • у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
  • у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; (фото 3)
  • многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
  • дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
  • педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.

 

Примеры вопросов

1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:

  • мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
  • я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
  • было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
  • можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
  • в эти дни были интересные занятия

 

2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:

  • в три года я ела сама;
  • нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
  • я вообще не плакал и не просился к маме

 

3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:

  • я думаю, нет, у нас тут весело;
  • я бы не пошел, там чужие воспитатели

 

4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:

  • ничего не умеют;
  • все делали, даже ели быстрее Пети;
  • они умеют петь песни и танцевать;
  • с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
  • не могут надеть перчатки и завязать шапку;
  • разбрасывают ботинки в раздевалке

 

5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:

  • я научила их играть в Дочки-матери;
  • я научил лепить из воска;
  • лепить снеговика

 

6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:

  • в снежки, в семью, в машинки;
  • в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить

 

7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:

  • да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
  • нет, потому что они отбирают игрушки;
  • нет, потому что плачут;
  • да мне нравиться быть старшей сестрой

 

8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:

  • да, с ними интересно играть;
  • нет, они плохо разговаривают

 

9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:

  • я просто не давал;
  • я прятала игрушку на шкаф;
  • я предлагал поменяться;
  • я всегда отдавала;
  • у меня никто ничего не просил

 

10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:

  • нет, потому что они просят игрушки;
  • нет, мне нравиться со старшими;
  • да, с ними интересно играть в семью;
  • нет, у меня дома уже есть младший брат;
  • да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка

 

11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:

  • это тот, кто трет ковры;
  • человек, который делает волны;
  • непослушный человек;
  • человек, который всем помогает

 

12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:

  • можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине

 

Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.

После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»

Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.

Были заданы следующие вопросы

 

Вопросы да нет не знаю
1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 55% 30% 15%
2. Сбылись ли Ваши опасения? 30% 60% 10%
3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 45% 40% 15%
4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы? 70% 15% 15%
5. Были ли отрицательные моменты в данной работе? 38% 54% 8%
6. У родителей была положительная реакция на данную технологию? 52% 23% 25%
7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры» 80% 14% 6%

*В анкетировании приняли участие 15 педагогов

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

В процессе проведения одного из «Кругов рефлексии» старшие дети -волонтёры предложили показать младшим детям театральную постановку, чем конечно же порадовали малышей.

В данной «Ситуации месяца» были неоднократно проведены совместные творческие мастерские с участием не только педагогов и воспитанников ДОУ, но и их родителей.

В завершении ситуации месяца для детей был организован досуг «Наша дружная семья».

Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.

Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном комплексе:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.

Список литературы:
1. Проект Федерального закона N 300326-6 « О добровольчестве (волонтерстве)».
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.
3. Венгер А.Л. «Психология развития». Словарь под редакцией А.Л.Венгера, Москва- С-Петербург, 2005 г.

Подробнее о конференции - (ссылка)

Презентация

Слайд 1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Диагностические методики

Анкета по гендерному воспитанию (Ссылка)

Презентация по анкетированию педагогов ГБОУ СОШ № 932 дошкольного отделения № 2 "Готовность к инновации" (2015/16 уч. год)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Презентация по итогам анкетирования "Саморегуляция поведения у дошкольников" (2015)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Клубный час

Подробнее

Круг рефлексии

Подробнее о технологии "Рефлексивный куг"

ППС

Развивающее общение

Ситуация месяца

План мероприятий, связанных с «Ситуациями месяца», на 2015-2016 учебный год

 

Срок проведения «Ситуация месяца» Цели «Ситуации месяца» Содержание работы Ответственный
сентябрь «Мой дом - детский сад»
  • знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольном отделении
  • организовать разработку детьми правил жизни в группе и зафиксировать их в виде пиктограмм
  • развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе
  • развивать навыки группового общения и поведения
  • волонтерство

Коллектив ДОО, должности Нормы и правила поведения в группе, разработка пиктограмм.
Изготовление «Коврика мира».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Презентация проблемно педагогических ситуаций.
Рефлексивный круг после ППС.
Изготовление эмблемы группы.

Коммуникативный досуг «Умей договориться»

Воспитатели


Учитель-логопед


Педагог-психолог, воспитатель, старший методист


Воспитатели,
Воспитатели, дети


музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, учитель-логопед
октябрь «Я живу в Москве»
  • знакомить со своим городом, воспитывать гордость за него
  • формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадке
  • формировать умение ориентироваться в своем районе, знать его историю, достопримечательности
  • воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе
  • волонтерство
Фотовыставка «Я гуляю по Москве»
Правила поведения в библиотеке, в МЧС, в соц. службе, парке, магазине, поликлинике
Посещение МЧС
ДЕЗ
Библиотека
Социальная акция «Бережем свой детский сад и город»
Картография участка
Выставка детских работ из бросового материала: «Осень в Битцевском парке»
«Помощь библиотеке»
Авто-квест «Улица моего города»
Старший воспитатель
Воспитатели

Группа №6
Группа №1
Группа №8
Старший воспитатель

Воспитатели, старший методист


Инструктор по ФИЗО
ноябрь Я - житель Земного шара
  • формировать представление о том, что на земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики…
  • развивать желание узнать о Земле как можно больше
  • формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни, развивать толерантность
  • формировать целостную картину мира (география, история, экология)
Как я забочусь о своей планете, от кого зависит на ней жизнь и мир.
Природа и люди, традиции, истории, география. (лого-квест по материкам Земного шара)
Изучение Греции, ее культуры, традиции народного творчества (постановка спектакля по мотивам греческих народных сказок)


Олимпийские игры
Учитель-логопед


Воспитатели

Педагог-психолог
Учитель-логопед

Инструктор по физо
декабрь «Рождественский подарок»
  • формировать представление о том, почему много людей на земле отмечают Рождество
  • знакомить с народными традициями проведения Рождества и Адвента (время оживания Рождества)
  • проведение социальных акций «Добрый подарок»
  • помощь тем, кто не может сам о себе позаботиться (главная традиция Рождества)
Изучение народных традиций, народного искусства, приобщение к музыкальному искусству, театрализованная деятельность.
Социальная акция: «Рождественский подарок».
Выставка «Рождество».
Посещение собеса
Музыкальный руководитель,
старший воспитатель,
старший методист,
педагог-психолог,
Воспитатели групп с элементами вальдорфской педагогики

Группа №5

 

Программа Авто-квеста (Ссылка)

Программа заключительного праздника по ситуации месяца «Мальчики-девочки» (Ссылка)

Социальная акция

 

  • Участие в III Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования России-2015» 14.01.2016 г. (Ссылка)