1. Документы, на основе которых внедряются современные технологии эффективной социализации детей в дошкольной образовательной организации
2. Современные технологии эффективной социализации:
- Волшебный телефон (раздел находится в разработке)
- Дети-волонтёры
- Диагностические методики
- Клубный час
- Круг рефлексии
- ППС
- Развивающее общение
- Ситуация месяца
- Социальная акция
Документы, необходимые для осуществления разработок и внедрения технологий
Методическое пособие (автор: Н.П. Гришаева)
Современные технологии эффективной социализации
Волшебный телефон
Дети-волонтёры
Этапы реализации технологии “Дети-волонтеры»
Левина Ирина Олеговна
руководитель структурного подразделения
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Чижикова Марина Анатольевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Кузнецова Надежда Ивановна
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
В нашем дошкольном отделении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.
Данная работа проходит по следующим направлениям:
- Акции
- Проектная деятельность
- Семинары с элементами тренинга
- Мастер - классы
- Театральная деятельность
- Музыкальные гостиные
- Выставки
- Ярмарки
Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и принять участие в работе стажировочной площадки ОИП «Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе на базе ГБОУ гимназии №1534». Автор технологии с. н. сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П. Работа началась в октябре 2014 года.
Принцип работы стажировочной площадки – внедрение новых педагогических технологий. Правила стажировочной площадки позволяют самостоятельно делать выбор любой технологии, которая наиболее актуальна в данный момент в ОО. Так как в декабре месяце в дошкольном отделении проходила замена оконных рам, возникла необходимость объединения детей в разновозрастные группы. Появилась возможность использовать эту ситуацию с целью внедрения технологии «Дети-Волонтёры» для решения задач социализации детей.
Большая работа, регулярно проводимая с родителями в дошкольном учреждении, позволила нам обратиться к родительской общественности с предложением о соединении разновозрастных групп с целью развития социальных навыков у детей. В ответ мы получили единодушное согласие и неподдельную заинтересованность со стороны родителей.
В связи с этим, декабрь 2014 года был объявлен месяцем внедрения технологии «Дети-Волонтёры», так как эта форма социализации оказалась наиболее актуальна в данный момент.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»,«Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»,«Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы».
2. Тетрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
4. Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа в арт-студии по росписи деревянных игрушек.
5. Художественное творчество на тему: «Где живет доброта?» и организация выставки с целью рефлексии детей по «Ситуации месяца».
Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.
Взаимодействие детей проявлялось:
- в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим; (фото 1)
- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; (фото 2)
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; (фото 3)
- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.
Примеры вопросов
1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:
- мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
- я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
- было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
- можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
- в эти дни были интересные занятия
2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:
- в три года я ела сама;
- нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
- я вообще не плакал и не просился к маме
3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:
- я думаю, нет, у нас тут весело;
- я бы не пошел, там чужие воспитатели
4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:
- ничего не умеют;
- все делали, даже ели быстрее Пети;
- они умеют петь песни и танцевать;
- с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
- не могут надеть перчатки и завязать шапку;
- разбрасывают ботинки в раздевалке
5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:
- я научила их играть в Дочки-матери;
- я научил лепить из воска;
- лепить снеговика
6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:
- в снежки, в семью, в машинки;
- в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить
7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:
- да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
- нет, потому что они отбирают игрушки;
- нет, потому что плачут;
- да мне нравиться быть старшей сестрой
8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:
- да, с ними интересно играть;
- нет, они плохо разговаривают
9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:
- я просто не давал;
- я прятала игрушку на шкаф;
- я предлагал поменяться;
- я всегда отдавала;
- у меня никто ничего не просил
10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:
- нет, потому что они просят игрушки;
- нет, мне нравиться со старшими;
- да, с ними интересно играть в семью;
- нет, у меня дома уже есть младший брат;
- да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка
11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:
- это тот, кто трет ковры;
- человек, который делает волны;
- непослушный человек;
- человек, который всем помогает
12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:
- можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине
Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.
После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»
Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.
Были заданы следующие вопросы
Вопросы | да | нет | не знаю |
1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»? | 55% | 30% | 15% |
2. Сбылись ли Ваши опасения? | 30% | 60% | 10% |
3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»? | 45% | 40% | 15% |
4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы? | 70% | 15% | 15% |
5. Были ли отрицательные моменты в данной работе? | 38% | 54% | 8% |
6. У родителей была положительная реакция на данную технологию? | 52% | 23% | 25% |
7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры» | 80% | 14% | 6% |
*В анкетировании приняли участие 15 педагогов
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
В процессе проведения одного из «Кругов рефлексии» старшие дети -волонтёры предложили показать младшим детям театральную постановку, чем конечно же порадовали малышей.
В данной «Ситуации месяца» были неоднократно проведены совместные творческие мастерские с участием не только педагогов и воспитанников ДОУ, но и их родителей.
В завершении ситуации месяца для детей был организован досуг «Наша дружная семья».
Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.
Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном комплексе:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.
Список литературы:
1. Проект Федерального закона N 300326-6 « О добровольчестве (волонтерстве)».
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.
3. Венгер А.Л. «Психология развития». Словарь под редакцией А.Л.Венгера, Москва- С-Петербург, 2005 г.
Подробнее о конференции - (ссылка)
Презентация
Диагностические методики
Анкета по гендерному воспитанию (Ссылка)
Презентация по анкетированию педагогов ГБОУ СОШ № 932 дошкольного отделения № 2 "Готовность к инновации" (2015/16 уч. год)
Презентация по итогам анкетирования "Саморегуляция поведения у дошкольников" (2015)
Клубный час
Круг рефлексии
Подробнее о технологии "Рефлексивный куг"
ППС
Развивающее общение
Ситуация месяца
План мероприятий, связанных с «Ситуациями месяца», на 2015-2016 учебный год
Срок проведения | «Ситуация месяца» | Цели «Ситуации месяца» | Содержание работы | Ответственный |
сентябрь | «Мой дом - детский сад» |
|
Коллектив ДОО, должности Нормы и правила поведения в группе, разработка пиктограмм. |
Воспитатели Учитель-логопед Педагог-психолог, воспитатель, старший методист Воспитатели, Воспитатели, дети музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, учитель-логопед |
октябрь | «Я живу в Москве» |
|
Фотовыставка «Я гуляю по Москве» Правила поведения в библиотеке, в МЧС, в соц. службе, парке, магазине, поликлинике Посещение МЧС ДЕЗ Библиотека Социальная акция «Бережем свой детский сад и город» Картография участка Выставка детских работ из бросового материала: «Осень в Битцевском парке» «Помощь библиотеке» Авто-квест «Улица моего города» |
Старший воспитатель Воспитатели Группа №6 Группа №1 Группа №8 Старший воспитатель Воспитатели, старший методист Инструктор по ФИЗО |
ноябрь | Я - житель Земного шара |
|
Как я забочусь о своей планете, от кого зависит на ней жизнь и мир. Природа и люди, традиции, истории, география. (лого-квест по материкам Земного шара) Изучение Греции, ее культуры, традиции народного творчества (постановка спектакля по мотивам греческих народных сказок) Олимпийские игры |
Учитель-логопед Воспитатели Педагог-психолог Учитель-логопед Инструктор по физо |
декабрь | «Рождественский подарок» |
|
Изучение народных традиций, народного искусства, приобщение к музыкальному искусству, театрализованная деятельность. Социальная акция: «Рождественский подарок». Выставка «Рождество». Посещение собеса |
Музыкальный руководитель, старший воспитатель, старший методист, педагог-психолог, Воспитатели групп с элементами вальдорфской педагогики Группа №5 |
Программа Авто-квеста (Ссылка)
Программа заключительного праздника по ситуации месяца «Мальчики-девочки» (Ссылка)
Социальная акция
- Участие в III Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования России-2015» 14.01.2016 г. (Ссылка)